О первой своей поездке в тур на лошадях в Карачаево-Черкессию я написал достаточно подробно в предыдущей статье. Затем было второе путешествие, гораздо более длительное и экстремальное тоже в Карачаево-Черкессию. В 2024 году я решил съездить на «разведку» в Дагестан, посмотреть как проходят подобные туры там.
Найти тур в Дагестане несколько сложнее, чем в Карачаево-Черкессии и отзывов поменьше, поэтому есть некоторый риск. Меня интересовал 7-ми дневный тур в Сентябре, но таковых не оказалось. Искал по агрегаторам вроде «Большой страны» и пр. Не знаю почему, но там приглянулся вот этот тур, где автором был обозначен Шамиль И. К сожалению, он был всего-лишь 5-ти дневный. Этот же тур я нашел в VKontakte: тур Шамиль Иманалиев https://vk.com/istokidagesta
День 0-й. Перед туром.
Рейс был прямой из Н.Новгорода в аэропорт Махачкалы. Компания NordStar. Никогда ранее ею не летал. Даже при покупке билетов на их сайте зарегистрироваться не удалось ни при отлете из Н.Новгорода, ни их Махачкалы. Впрочем, это мелочи, учитывая, что прямой рейс — это редкость.
В бизнес-зале хорошо пообедали. Лететь недолго, что-то в районе 3 часов. Вылетели вовремя в 14:10, скромный перекус в самолете, но после плотного обеда в «бизнесе» — уже не принципиально. 🙂 Здание аэропорта Махачкалы в который прибывает рейс из Н.Новгорода визуально советских времен. Напоминает старый аэропорт в Н.Новгороде. Особых услуг там нет, бизнес зал снаружи аэропорта. Я в него не попал, поскольку, по-привычке, думал, что в зале уже после прохода регистрации. Опыт… 🙂
Поскольку самолет прибывал в 17:10 часов я зарезервировал через Суточно.ру квартиру в Каспийске с бесконтактным заездом. Перед сном сытно пообедали в местном кафе с рейтингом по 2GIS 4.9. Традиционный «дагестанский завтрак» можно заказать и на ужин. 🙂
День первый. Начало.
С утра нас забрал водитель от Шамиля. Дорога до гостевого дома красивая: серпантин, тоннели, водохранилища. Водитель останавливался возле видовых мест, чтобы сфотографироваться.
Первая точка – Гимринский тоннель, самый длинный автомобильный в России. Он больше четырех километров в длину. Водят в нём как во всем остальном Дагестане… Обгонять в тоннеле – это норма, поворотников, разметки, скоростного режима — не существует. В общем, машину брать в Дагестане в горы противопоказано. 🙂 Водить так непривычно, да и не хочется. Если доживешь до возвращения, не дай Бог привыкнешь и повторишь в родном городе.
Около Гимринского тоннеля остановились полюбоватся видами на горы Бельвуган и Накимеэр. Оценили сверху серпантин, по которому потом спускались. Объявление гласило: «Водитель, включи первую передачу и проверь тормоза!» Ага… щас. В реальности — обгоняли все и всех на этом спуске.
Второй пункт – Ирганайское водохранилище. Находится на реке Аварское Койсу, образовано в 2008. История гласит, что при запуске недорассчитали что-то – и как итог, вода при заполнении поднялось выше ожидаемого и затопила ближайшие села. Здесь удивительно красивая вода: лазурная, с бирюзовыми переливами.
Дальше по горам-по серпантинам, к Гоцатлинскому водохранилищу. В нем вода бело-мучнистая, какие-то горные породы размывает. Снова на реке Койсу. На ней, выходит, стоит целый каскад ГЭС. Гоцатлинская – самая верхняя. Здесь же базируется станция сап-бордов с зачетным названием «Угребись!», которое, конечно же, прочитали вот вообще не так с первого раза.
Второй пункт на нашем пути – Ирганайское водохранилище. Находится на реке Аварское Койсу, образовано в 2008 и, как водится, без катастроф не обошлось. Недопроверили, поспешили – и как итог, вода при заполнении поднялось выше ожидаемого и затопила ближайшие села. Тут удивительно красивая вода: лазоревая, с бирюзовыми переливами. И удивительно наглые местные: посидеть на качелях платно, в туалет платно, ещё и активно недружелюбные.
Дальше по горам-по серпантинам, к Гоцатлинскому водохранилищу. В нем вода бело-мучнистая, явно какие-то породы размывает. Снова на реке Койсу, то есть на ней выходит целый каскад ГЭС. Гоцатлинская – самая верхняя. Ещё тут углядели станцию сап-бордов с прекрасным названием «Угребись!», которое сначала прочитали конечно-же не так, мозг оптимизнул в что-то более привычное. 🙂
Затем немного размять ноги. Пеший трекинг в Карадахскую теснину, Бецъкварили на аварском, что означает «темное, слепое ущелье». Оно и впрямь такое – узкое, очень высокое, сверху перекрытое валунами. По нему течет тонкий ручеек Квартах, и даже не верится, что он смог создать такую махину. Но горы тут известковые. Порода мягкая. Во время дождей воды могут подниматься до нескольких метров, а времени у природы безгранично много, чтобы потихоньку углублять ущелье.
Последний пункт автопутешествия, непосредственно перед прибытием, — Датунский храм. Стоит он в Хатан-Бугеб-Ккал, что с аварского значит «ущелье, в котором стоит храм». Удивителен он тем, что является православным – и это в Дагестане. Считается, что его возвели грузинские миссионеры в конце X-начале ХI века, когда в горном Дагестане распространялось христианство. Затем он был заброшен. Во время Кавказской войны восстановлен для казаков-старообрядцев.
Приежаем в село Хебда на высоте 904 метра. Здесь мы будем дислоцироваться следующие дни. Здесь небольшой гостевой домик. Блуждающие котики, которых строго-настрого запрещено подкармливать на веранде. Вдруг у кого из гостей аллергия на шерсть, чтобы не спровоцировать. Муэдзины затягивают в нелогичное время 🙂 Иногда сильно рано утром, но в спальне не слышно.
Супруга Шамиля готовит обалденно. Перед отлетом назад несколкьо дней провели в Махачкале, питаясь в топовых кафе с рейтингом не ниже 4.8. Так вот, как ценитель национальных кухонь с уверенностью скажу, что питание в гостевом доме лучше и очень много. 🙂 Если кто-то приехал с мыслью похудеть — без вариантов. Оторваться от еды невозможно. 🙂
Сытные курзе, напоминающие манты, вкусные чуду с творогом, дополненные ореховым урбечом собственного производства, лепешки, обалденные супы, остренькая аджика. В общем, гурманам в этом гостевом доме жить точно можно и нужно. 🙂
По приезду вечерком Шамиль разжег камин. Уютное потрескивание огня в прохладную сентябрьскую ночь располагает к общению. Много о чем разговаривали.
Удивительно, что туристический бизнес в Дагестане начался буквально года 4 назад, т.е. примерно в 2000 г. Были «зачищены» какие-то местные князьки-вакхабиты, которые не способствовали развитию этого бизнеса в Дагестане. Началось интенсивное строительство дорог, мостов. Пока мы ездили новые мосты и дороги регулярно попадались, так что убедились в словах Шамиля.
На второй день нас отвезли в высокогорный поселок Кахиб. Неподалеку от него находится Старый Кахиб и древний Гоор.
Сначала дорога идет в Кахиб, а от него можно попасть с Старый Кахиб. Совсем недавно сделали канатную дорогу и че-то рублей за 500 с человека можно скататься туда и обратно. Даже если обратно идти пешком (это не сильно долго), скидки не будет. 🙂
Старый Кахиб — место очень красивое. Виды с горы на котором размещалось селение открываются знатные. Хотя, сами строения в довольно убитом состоянии. Рука реставраторов явно ещё не коснулась. По развалинам жилищ можно изучить каково было. Место реально неприступное. Взять такое проблематично. Горные тропы узкие. Оборонять их очень удобно, сидя на верхотуре и поливая нападающих чем-нибудь неприятным, вроде камней, горячей смолы, стрел и прочих «плюшек». Уж не знаю на какие выдумки были способны кахибцы.
После Старого Кахиба приехали в конюшню. Первый день относительно лайтовый разминочный. Привыкание к лошадям, лошадей к всадникам. Шлемы нам выдал Шамиль при отъезде из гостевого дома. Шлемы качественные, производство Франция, не дешевый Китай, который легко пробивается ударом о что-то жесткое. Нормальное заполнение пробкой.
Лошади — существа пугливо-непредсказуемые, в чем я не раз убеждался в разных турах на собственной шкуре, так что защита головы — штука полезная. Опять-же, в шлемах, тепло на ветру в горах и ветки и сучья в лесу на узких горных тропах скользят по шлему, а не по голове, что поприятнее. 🙂 В общем, носить шлемы категорически рекомендую.