Поездка в страны с языком отличным от английского, населением, где процент владения английском невысок, проблемами с удаленным заказов билетов, ограничениями на Интернет и пр. требует тщательной подготовки. Отмечу ряд моментов с которыми приходилось сталкиваться при поездке в Китай.
Заказ билетов
Расписание движения поездов в Китае можно посмотреть на следующих сайтах:
- https://www.travelchinaguide.com/china-trains/
- https://www.12306.cn/en/ — сайт железных дорог Китая. Выдавал ошибку постоянно при запросе расписания, поэтому переключаемся на китайский и используем online-овый Google Translator.
Зарегистрироваться заранее не получится. Необходим китайский номер телефона. Сайт можно использовать для просмотра расписания. - https://play.google.com/store/apps/details?id=com.chinarailway.globalticketing — мобильное приложение «Railway 12306».
- https://www.trip.com/trains/china/
- https://www.chinahighlights.ru/ — раньше билеты на поезд можно было заказать здесь.
- Hi dictionary — приложение на мобильный телефон, которое позволяет переводить иероглифы в китайских мобильных приложениях.
Подробное описание использования поездов в Китае: https://globerland.com/blog/kak-kupit-bilet-na-poezd-v-kitae
Мне не удалось найти способ оплаты скоростного поезда в Китае из России. Пришлось прибегнуть к помощи китайского партнера. Она оплатила билет, скинула мне скриншот с экрана. По приезду я ей вернул деньги наличными.
Как только зашли на вокзал (на примере вокзала в Шанхае), сразу начинаются кассы продажи билетов. Иностранцам надо получить посадочный, предъявив паспорт и распечатку скриншота билета. После чего довольно оперативно сотрудники вокзала печатают билет. Эта процедура может занять некоторое время, т.к. даже ранним утром в эти кассы есть очередь. Лучше приходить заранее.
основной мессенджер в Китае — WeChat. Да, китайцы обычно могут отвечать в WhatsApp, но они делают это через VPN. И, да, использовать VPN в Китае запрещено, но если очень надо, то используют.
По себе скажу, что WeChat — наименее дружественный мессенджер из всех, что у меня были: Viber, ICQ, WhatsApp, Telegram, Facebook Messanger, Signal, VK.
Через WeChat китайцы деклают много чего, поэтому наверняка полно желающих использовать его для активного продвижения своих товаров и услуг, что приводит к росту спама и дополнительной защите со стороны WeChat. В результате возникает некоторый перегиб из-за которого мессенджер становится меганедружественным. 🙂
У меня был WeChat на двух личных SIM-ках и одной корпоративной. На двух личных номерах WeChat был заблокирован по неизвестным причинам и добиться от техподдержки сколь-нибудь вразумительного ответа «за что?» не удалось.
Первый WeChat заблокировали просто из-за того, что я им долго не пользовался. Причем все попытки восстановить не привели к положительному результату.
Второй WeChat я завел и пользовался крайне осторожно, но допустил одну оплошность. Как только вы заводите WeChat я рекомендую добавить нескольких китайцев, кто долго используют WeChat к которому привязан платежный сервис, т.е. чтобы чеоловек использовал WeChat для оплаты. В этом случае для сервиса WeChat пользователь уже не анонимный. К нему привязана банковская карточка, а значит несложно найти реального пользователя.
Если WeChat по неизвестным причинам блокирует ваш логин, то разблокировать его можно ТОЛЬКО обратившись к какому-то законопослушному пользователю, кто не менее полугода использует WeChat к которому привязан платежный сервис и кто УЖЕ ЕСТЬ в вашем списке контактов.
По прилету в Китай по неизвестным причинам (киатйцы говорят, что, возможно VPN запустил во время использования WeChat, но мне это кажется сомнительным), буквально на следующий день, у меня заблокировали логин в WeChat. Поскольку на момент прилета в Китай в свои контакты я успел добавить только коллег из России, у которых не могло быть привязанного платежного средства, мне не к кому было обратится за разблокировкой моего логина в WeChat.
Обращение к техподдержке WeChat ни к чему не привело. Был вежливо послан… Хотя, логики в таком ограничении немного. Если для восстановления учетки нужно, чтобы кто-то поручился за человека, ну дайте возможность отправить запрос на восстановление произвольному пользовователю WeChat, а не только тому, кто есть в адресной книге. В плане безопасности, вроде, разницы особой нет. Но нет, восточная логика иная…
Третий WeChat я завел на корпоративной симке, пользовался мегаосторожно, но завел логин буквально за пару недель до вылета в Китай. Памятуя предыдущий опыт я первым делом добавил в WeChat китайских коллег. Но, поскольку их было около десятка за один день, мне заблокировали WeChat, причем без всяких предупреждений. Знай я заранее, что за добавление такого небольшого количества контактов можно попасть в блокировку — естественно добавлял бы постепенно.
Дальше идет весьма странная процедура восстановления. Нужно ввести номер WeChat к которому он привязан для отправки самому себе SMS сообщения. Зачем нужно вводить номер, если УЖЕ авторизовался в WeChat — непонятно. Причем, если ошибаешься и вводишь некорректный номер, WeChat сообщает, что надо отправлять на номер к которому привязан WeChat. 🙂
После того как отправляшь самому себе код в виде SMS нужно ввести его в WeChat и затем отправить запрос на разблокировку аккаунта пользователю из своего списка контактов, введя номер. Выбрать из контактов нельзя. И нельзя ввести номер пользователя не из своих контактов. Запрос не пройдет.
Далее запрос уходит пользователю, но, похоже, никакого уведомления у пользователя нет. Пока я им (с двумя пробовал) не сообщил куда надо зайти в WeChat, чтобы разблокировать, они не видели запроса.
Интернет
Для решения вопросов в Китае желательно иметь симку российских операторов с подключенным дневным анлимным тарифом. Этот подход позволяет полноценно работать с российскими сервисами и международными мессенджерами без китайских ограничений.
Стоимость тарифов у МТС и Билайн начинается от 450 руб. в сутки при использовании интернет.
У МТС на тарифе «Бит за границей» за 450 руб. в день предоставляется 500 Мб трафика в день. Обязательно надо смотреть, что Китай входит в тариф.
У Билайна на тарифе «Безлимитный интернет в роуминге» списывается 450 руб. в день за 1 Гб на максимальной скорости и далее 128 Кб/c.
Если приобретать местную симку в Китае, то нужно заранее установить VPN клиент на мобильный телефон. VPN-ов лучше закачивать несколько и уточнить у китайских партнеров какие они используют.
В некоторых случаях VPN обеспечивает сама компания и работает только в офисе. Соответственно, если китайский коллега покидает офис, то отвечать он сможет только по WeChat.
Статья по VPN в Китае. Сайт: https://tsvpn.store/
Как получить местную SIM карту в статье.
Приложения в Китай
Перед поездкой целесообразно установить на телефон ряд приложений:
- AliPay — как пополнить AliPay подробно описано здесь. Сервис пополнения AliPay, комиссия 15%. 🙁
- MetroMan — карта китайского метро. Можно закачать карты метро нужных городов для офлайн использования.
- Maps.me с закачанной картой Китая.
- Yandex Translate c закачанным китайским языком для офлайн перевода иероглифов.
- Умная камера Яндекс для распознавания иероглифов.
- Google Maps с закачанными offline картами нужных городов/областей карты.
- Google Lens для распознавания иероглифов.
- Google Translate с закачанным китайским языком для офлайн перевода иероглифов.
- Hi dictionary — может переводить надписи в приложениях на телефоне.
- WeChat — мессенджер работающий в Китае без VPN. Есть мобильный и десктопный вариант.
- Ostrich VPN — приложение VPN хорошо работает в Иране.
- Shadowrocket — VPN рекомендованный китайским коллегой. Они используеют его для доступа к WhatsApp.
- OpenSSTP Client — VPN клиент для доступа к корпоративной сети по SSTP протоколу.
- LingoMap — переведенные карты Alibaba Map (AMap).
- DiDi — такси в Китае. Мне не удалось зарегистрировать на российскую симку приложение с Google Play. Однако китайская версия нормально зарегистрировалась. К сожалению, ставить приходится apk. Видимо, какие-то санкции со стороны Google. https://www.didiglobal.com/download Российскую UnionPay привязать не удалось. 🙁 Как использовать AliPay в этой статье.