В прошлой статье, уже давней, я писал, что у меня была травма плеча, не помню когда, но точно с очень раннего детства. Рука при резких движениях и даже при некотором мышечном усилии выходила из плечевой сумки. Примерно как у Мела Гибсона в «Смертельном оружии». 🙂
В детстве я к этому относился несколько легкомысленно, иногда вынимая и вставляя руку в плечо. 🙂 Когда стал постарше, эта нетсабильность стала причинять определенные неудобства и временами болезненные ощущения. Например, если регулярно отжиматься — это приводило к продолжительной ноющей боли.
Один мой знакомый с подобной проблемой делал операцию в ННИИТО, что-то вроде укорачивания связок. У него рука при резких движениях выпадала из плечевой сумки. Например, рукой резко дернул и что-то вроде вывиха. Но мне подход с операцией показался черезчур радикальным. В какой-то момент я решил просто закачать мышцы плеча.
Закачивать отжиманиями и пр. было болезненно. Оставалось продолжительное болезненное послевкусие. Поэтому я стал закачивать плечо плаванием. Неприятные ощущения в плече тоже были, но гораздо меньше и проходили быстрее. Вода расслабляет.
В общем, изрядно закачав плечо плаванием кролем, я сплавал в заплыве через Волгу и остыл к плаванию. Затем спустя год или два, вновб вернулся и плавал уже больше для удовольствия.
Другая проблема, которая была — боль в пояснице и ограничение в наклонах. Ограничение в наклонах вперед было с детства. Как минимум в школьном возрасте точно было. Видимо, какая-то особенность анатомии. При этом я почти садился на продольный и поперечный шпагат, но не мог наклонится вперед ниже чем под 90 градусов.
Когда в 2018 году, примерно, работал в Иннополисе, возможно, из-за сидячей работы, возможно, психосоматика, у меня очень сильно обострились боли в пояснице. Врач в больнице сказала что-то вроде: «Ну что вы хотите, сидячий, малоподвижный образ жизни и возраст. С годами будет только хуже, если ничего не измените в образе жизни.»
Но она направила на МРТ поясницы, где у меня нашли несклько небольших межпозвоночных грыж. Точно уже не помню детали. Помню, что мне даже лечь на стол МРТ было проблематично. Поясница прилично болела. Слезал со стола МРТ как старичок в преклонных годах.
В общем, поясница почти вылечилась вместе с плечом с момента, когда серьезно занялся плаванием. Подготовка к заплыву через Волгу (3,5 км) была довольно интенсивной. Я занимался три раза в неделю по 45 минут, интенсивного плавания кролем. Проплывал поначалу от 1400 метров и дошел спустя год с небольшим до 2000 м. за 45 мин. Боли в пояснице почти прошли и с плечом почти все нормализовалось. Но, «почти».
В целом состояние стало нормальным. Примерно в 2020 под влиянием подруги, заядлой аштангистки :-), решил разнообразить лечение поясницы начав заниматься йогой. Прозанимался я примерно месяц. И мне было прям весьма плохо.
В аштанге очень много силовых статических поз. И основная, которую приходится делать очень часто за практику — это разновидность планки, из которой идет переход в чатурангу дандасану (поза посоха), затем собака мордой вверх, где также напрягаются плечи и поясница, а затем мордой вниз и опять-же работают плечи и поясница.
В общем, на тот момент все разболелось очень конкретно. За время перерыва между майсорами ни плечо, ни поясница не успевали восстановится. И тут усилился коронавирус и закрыли фитнес-центры. Я не мог ходить ни в бассейн, ни на йогу.
Поэтому вернулся к бегу. Бегал от 5 до 8 км, через день, зимой — лыжи и так примерно год сидения на карантине. Бегал в любое время года, в дождь и зимой. Затем открылся бассейн. Добавил плавание. В общем, йогу забросил полностью и возвращаться не то, чтобы планировал. Но проблема с поясницей и плечом полностью не ушла. Все равно побаливало.
В конце 2023 г. накрыло что-то вроде межреберной невралгии справа. Даже в бассейне, когда делаешь гребок в кроле случались моменты, когда тело пронзала острая нервная боль. в общем, совсем неприятно.
Я стал искать решение и набрел на кинезиолога. Сеансы выходили довольно дорого, хотя мысли, которыми кинезиолог делился были весьма интересными и полезными. И после нескольких месяцев посещения стало существенно полегче с проявлением невралгии, но не до конца.
В общем, я уже понял, что единственный способ — это серьезно занятся растяжкой и силовухой. Однако, занятия с «железом» мне никогда не нравились, не моё. Поэтому созрел, чтобы вернутся в аштангу. Мне нравится этот стиль йоги, поскольку аштангисты — весьма прокаченные ребятишки. 🙂 Нужно обладать очень хорошей выносливостью, чтобы выполнять асаны в аштанга йоге. Случился повод вернутся, приезд Маши Шалимовой, гуру аштанги. Посетить встречу с ней меня подбила подруга. 🙂
Чтобы не идти на встречу со йогасветилой с нулевыми познаниями в аштанге, я решил месяцок позаниматься с Леной Кальсиной. Вспомнить, как оно было раньше и посмотреть, что у меня с плечом и поясницей в статических позах аштанги. В общем, занялся где-то в феврале 2024 г. и вполне себе втянулся.
На семинаре было 3 дня майсора подряд и затем в пн. у меня был майсор у Лены. И вот он уже стал перебором для плеча. Разболелось прилично. Благо, я уезжал на пару недель в Египет и там не делал ничего, только очень лайтово плавал с рыбками в прохладной ещё мартовской водичке. Плечо практически полностью восстановилось.
В общем, плечо в йоге иногда травмируется, но я специально занимаюсь только по пн. и пт., чтобы у организма было достаточно времени на восстановление. Вт. и чт., а иногда ср. и чт. у меня бассейн, кроль 1800 м. за 45 мин. Такая комбинация позволяет телу нормально регенерировать. Лично для меня ни к чему эти аштангистские правила про занятия 6 раз в неделю. 🙂 Пусть молодежь наяривает. 🙂
Поскольку асаны первой серии помню пока не все, иногда ошибаюсь, практика занимает порядка полутора, а то и два часа. Хотя довольно много асан пока пропускаю.
Пота выходит очень много. Одно небольшое полотенце 40х80 см становится мокрым практически всё, поэтому инструктор посоветовала брать второе такое-же полотенце. Занимался поначалу с 6:30 до 8:15, примерно. После двух месяцев стал заниматься с 6:00 до 7:45 примерно. Я — жаворонок, поэтому такой режим мне очень комфортен.
С межреберной невралгией после двух месяцев занятий (сейчас 26.04.24) стало заметно лучше. Я не дошел до мостов, которых не делал даже в детстве :-), но, в целом, уже неплохо себя чувствую в разных замысловатых позах. Нерв простреливает, но очень редко. Пожалуй, только в прогибе на колесе для йоги и то, уже когда заканчиваю на нем занятия.
Во всех асанах постепенно прокачиваю плечо. Без экстрима. Если какая-то асана вызывает болезненные ощущения в плече, то замедляю темп, не нагнетаю. Лучше увеличить время на то, чтобы лучше прокачать мышцы, но не травмировать плечо.
В беге у меня было немало историй, когда я во время пробежки на 8 км слегка травмировал что-то, но на волевых добегал 8 км. После этого «героизма» месяц-другой восстанавливался, не мог бегать вообще. Спасибо, больше не хочу такие эксперименты. Если есть наметки на травму, слегка отступаем и переходим в более лайтовый вариант нагрузки.
Что ещё хочу отметить, занятия йогой, лично для меня — это сугубо групповой вариант занятий. Да, надо потратить время, чтобы дойти до зала и переодется, но по-другому не выходит.
У меня все довольно неплохо с силой воли. Я немало бегал вплоть до 30 км дистанций и при подготовке к забегам бывало набегал в выходной по полумарафону. И плавал по 1700-2000 м за 45 мин. при подготовке к заплывам. Самостоятельно, без тренера.
Но при этом я не могу заставить себя делать практику аштанги дома. Мне просто лень и жалко тело. 🙂 Одно дело, когда прессует инструктор, иногда больно, но термпимо — это мазохизм. Другое, когда нужно самому — это уже садомазохизм. 🙂
Да и неправильно заниматься одному, особенно поначалу, поскольку техника исполнения важна, а её видит только инструктор, который смотрит со стороны. Сам ошибки не увидишь.