Есть три способа выбора пары для семейной жизни: рациональный, эмоциональный и смешанный. Эмоциональный более характерен по молодости (глупости), когда гормоны шарахают в голову так, что «мама не горюй». Чем старше становишься, тем больше эмоциональный вариант перетекает в рациональный, но понятно, что сильно зависит от человека (социотипа). 🙂
Ниже шуточное объяснение чем один вариант выбора отличается от другого на примере приобретения авто. Его приобретают представители и сильной и прекрасной половины человечества.
Рациональный выбор
- Примерно знаешь бюджет и понимаешь сколько можешь добавить если сильно понравится, но так, чтобы траты были «по карману». Чтоб не получилось как в песне Аллы Пугачевой:
Жил-был художник один,
Домик имел и холсты.
Но он актрису любил,
Ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом,
Продал картины и кров
И на все деньги купил
Целое море цветов.
- Примерно знаешь сколько можно позволить тратить на техподдержку/эксплуатацию/сопровождение в месяц/год, чтобы оставалось на другие потребности/удовольствия, в первую очередь базовые-физиологические по Маслоу: еда, кров, одежда и т.п.
- Примерно (точно) знаешь характеристики, наиболее критичные, отсутствие которых однозначно приведет к отказу от обладания. В голове своеобразный чеклист, длина которого зависит от самомнения (самоуверенности), амбиций и массы других факторов. Например, авто должно перемещаться большую часть времени, нежели быть в ремонте, т.е. эмоциональные потери («вынос мозга»), должны быть в балансе с получаемыми бенефитами. 🙂
- После определения предыдущих моментов переходим к второстепенным (опциональным) параметрам, отсутствие которых не сильно влияет на принятие решения, но их наличие будет дополнительным бонусом и может склонить к обладанию при прочих равных.
Рациональный способ хорош, но сильно зависит от эмоциональности покупателя. Далеко не все могут ему следовать, ибо «башню сносит» и это хорошо, иначе было бы слишком скучно.
Эмоциональный выбор
— спонтанный, как в песне Алены Апиной:
Полюбила парня да не угадала
Вовсе не такого я во сне видала
Я его слепила из того, что было
А потом, что было то и полюбила
Это вариант, когда пришел на смотрины, увидел, обомлел и уже не думаешь о стоимости приобретения и эксплуатации. 🙂 Например, мне очень нравился своеобразный экстерьер Isuzu Vehicross, которого другие называли «лягушкой» и пр. Собственно, дизайн других машин так не возбуждал и от приобретения удержало лишь то, что Isuzu перестал выпускать свой дизайнерский изыск к моменту, когда я смог его себе позволить.
В общем, в случае эмоционального выбора думаешь о затратах уже после того как стал счастливым обладателем. А если быть еще точнее, понимаешь, счастливый ли обладатель или не очень («ё мое, что-ж я сделал») уже в процессе эксплуатации. 🙂 И, главное, понимаешь, что уже немало так потратился и при расставании скорее всего немало потеряешь от первоначальных инвестиций.
Кстати, чтобы постараться минимизировать потери, можно брать авто не прямо из автосалона, а с некоторым пробегом, либо модели предыдущих сезонов, выставляемые со скидкой. Понятно, что не все склонны к таким приобретениям. Хотя, надо отметить, что такое приобретение может быть весьма выгодным. 🙂
Если достаточно мудр, то стараешься меньше обращать внимание на недостатки и концентрировать внимание на достоинствах, ибо покупка уже сделана и «делать нечего». В процессе эксплуатации, если не быть прожженым (упертым) перфекционистом, никак не смиряясь с обнаруженными дефектами, то недостатки становятся привычнее и уже не так напрягают. В некоторых случаях находятся вполне себе приемлемые workaround, главное их искать («ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется»). В сложных ситуациях можно обратится к помощи специалистов («психолога»), чтобы он помог трансформировать недостатки в достоинства.
Когда количество накопленных несоотвествий с внутренним чеклистом (см. рациональный выбор) превышает некоторый порог и смирится с ним нет мочи — помогает выплеск эмоций. Главное чтобы битье тарелок не происходило о предмет вожделения, что может привести к порче имущества, дорогому ремонту, а в особо сложных ситуациях — ночевке в «казённом доме». Лучше не доводить себя до такого состояния, укорачивая чеклист, либо внося в него поправки. Например, переводя некоторые опциональные характеристики присутствующие у объекта в основной список достоинств.
Собственно, чаще всего с приобретением расстаются, когда уровень притязаний существенно выше, чем бенефиты, которые потенциально хотелось от него получить. Скажем, едет, но разгоняется тяжело, часто в ремонте или он излишне дорогой, требует прохождения сервиса в дорогих салонах у «официалов», «жрет» много топлива, капризен к качеству горючего и т.п. Причем уровень притязаний не удается привести в баланс даже после значительной психологической работы над собой. Такие люди склонны многократно менять модели в погоне за совершенством.
После «заполнения пепельницы» высока вероятность смены модели. 🙂 В конечном счете покупатели с завышенным уровнем ожиданий (длинным чеклистом, еще хуже если постоянно удлиняющимся от приобретения к приобретению) могут остаться и без предмета мечты, ибо выбор отнимает слишком много энергии=денег, а регулярные разочарования из-за несоотвествия нового приобретения ожиданиям ещё больше просаживают энергию. Нет уже былого эмоционального наслаждения и задора от выбора и перемены, ибо «задолбало». Если недостатки сильно нервируют, то есть несколько вариантов:
Во-первых, приобретение можно тюнинговать. Естественно, это инвестиции, нередко немалые, но они могут привести к существенному улучшению экстерьера, потертой обшивки салона, надежности, выносливости, потребления топлива (под вопросом) и других эксплуатационных характеристик. От таких инвестиций есть и побочный эффект — чем больше вкладываешь, тем накладнее («жальче») расставаться. 🙂
Во-вторых, можно акцентировать внимание на собственном духовном развитии, меньше обращая внимание на получаемые бенефиты, либо больше обращая внимание на те моменты, которые раньше не проявлялись. Так сказать снизить порог притязаний и концентрироваться на позитивном. Этот вариант нужно использовать крайне осторожно, ибо нередко духовное развитие идет только с одной стороны, а предмет обожания пассивен, т.к. в силу технических ограничений не может духовно развиваться.
Отсутствие-же адекватных эксплутационных затрат может привести к потере даже минимально необходимых эксплуатационных характеристик и выходу из строя. Это, в свою очередь, прямой путь к затратному капитальному ремонту, либо полной невозможности дальнейшей эксплуатции. Это своеобразная месть предмета обожания за недостаточное внимание.
Чем больше экономишь на стоимости суппорта, тем больше инвестиций необходимо тратить в дальнейшем, чтобы привести предмет вожделения в надлежащее состояние. Если сильно экономить на эксплуатационных расходах, то инвестции могут существенно превысить стоимость привлечения нового «счастья». В этом случае наступает апокалипсис, в простонародье именуемый «расставание» или «развод», причем не только на деньги, но и на нервы.
Мужчины склонны менять устаревшую модель на новую только после того как нашли подходящую замену. Женщины же просто избавляются, не в силах совладать с внутренним чеклистом, чтобы в дальнейшей, когда-нибудь найти что-то более стоящее или пожить в свое удовольствие.
Смешанный выбор
— это грамотный баланс между рациональным и эмоциональным, выбор мудрецов и постигнуть его могут лишь достигшие высокой ступени духовного развития.